Имам Казым (мир ему) сказал:
Когда меня привели к Харуну ар-Рашиду, я поздоровался с ним, и он ответил мне, а потом сказал:
«О Муса ибн Джафар! Разве у этого халифата есть два халифа, каждый из которых собирает деньги для себя?».
Я сказал:
«О повелитель верующих! Ты снова слушаешь слова наших врагов? Разве ты не знаешь, что на нас возводится ложь с тех пор, как умер Посланник Аллаха (С)? Теперь же позволь мне во имя твоего родства с Посланником Аллаха (С) привести тебе то, что передал мой отец от своих отцов от Посланника Аллаха (С)».
Харун сказал: «Я позволяю тебе».
Я сказал:
«Посланник Аллаха (С) сказал: “Два родственника, если дотронутся друг до друга, узнают друг другаˮ. Протяни же мне свою руку».
Тогда я подошёл к нему, и он протянул мне руку, потом обнял меня и долго держал, а затем сказал:
«Садись, о Муса! Нет на тебе никакой вины!»
Я посмотрел ему в лицо и увидел, что его глаза прослезились. Он сказал:
«Ты прав, и прав твой предок Посланник Аллаха (С)! Когда я пожал твою руку, моя кровь пришла в движение, и мои вены заволновались, так что глаза мои прослезились. Я хочу спросить тебя о вещах, которые давно беспокоят меня, но я никогда никого не спрашивал об этом. Если ты ответишь мне, я оставлю тебя и больше никогда не стану верить никому, кто будет говорить мне против тебя. Я знаю, что ты никогда не лжёшь: так ответь мне по правде на эти мои вопросы!»
Я сказал:
«То, что я знаю, скажу тебе, если ты гарантируешь мне безопасность».
Он сказал:
«Я гарантирую тебе безопасность, если ты скажешь мне правду и оставишь такыйю, которой известны вы, собрание детей Фатимы».
Я сказал:
«Спрашивай, о чем желаешь».
Он сказал:
«Скажи мне, почему вы выше нас, тогда как мы происходим от одного древа, и все мы - потомки Абдуль-Мутталиба?12. Мы - потомки Аббаса, а вы - потомки Абу Талиба, и оба они - дяди Посланника Аллаха (С), которые одинаковы в родстве с ним».
Я сказал:
«Мы ближе к Посланнику Аллаха (С)». Он спросил:
«Как это?»
Я сказал:
«Абдуллах (отец Пророка) и Абу Талиб были от одного отца и одной матери, а ваш предок Аббас был не от матери Абдуллаха и Абу Талиба».
Харун сказал:
«Почему вы думаете, что вы являетесь наследниками Пророка (С), тогда как к моменту смерти Пророка (С) Абу Талиб умер, а Аббас был жив? А ведь если жив дядя, то сыновья дядь не наследуют».
Я сказал:
«Если повелитель верующих может, то пусть избавит меня от необходимости отвечать на этот вопрос и задаст любой другой».
Он сказал:
«Нет, ты должен ответить!»
Я сказал:
«Тогда гарантируй мне безопасность».
Он сказал:
«Я уже гарантировал тебе безопасность, прежде чем начал задавать вопросы».
Я сказал:
«Али ибн Аби Талиб (А) сказал:
“Если есть родной ребёнок, будь то сын или дочь, то наследство не принадлежит никому, кроме родителей, жены или мужаˮ.
И не бывает у дяди наследства, если у человека есть родной ребёнок. И этого нет в Книге Аллаха, однако Тейм и Ади (первый и второй узурпаторы) и Омейяды ввели это в религию по своему собственному мнению, без какого-либо довода или хадиса от Пророка (С)».
Харун сказал:
«Продолжай, о сын Посланника Аллаха!»
Я сказал:
«Другая причина того, почему Аббас не наследовал от Пророка (С), состояла в том, что Посланник Аллаха (С) велел установить договор братства между каждым мухаджиром и ансаром, так что они наследовали друг от друга, хотя и не были родственниками. Однако те, кто не совершил хиджру и остался в Мекке, были лишены наследства, как сказал Аллах:
“А те, которые уверовали, но не совершили хиджру, - нет у вас никакой близости к ним, пока они не совершат хиджруˮ (8:72).
А мой дядя Аббас не совершил хиджру».
Харун сказал:
«О Муса! Говорил ли ты это раньше нашим врагам? И говорил ли тебе кто-то из факихов об этом?»
Я сказал:
«Нет. И никто не спрашивал меня об этом, кроме тебя».
Тогда Харун сказал:
«У меня есть другой вопрос. Почему вы разрешаете как вашим шиитам, так и всем другим называть вас сыновьями Посланника Аллаха (С) и обращаться к вам так: “о сын Посланника Аллахаˮ? Тогда как вы - сыновья Али, и сын определяется по своему отцу, а не по матери. Фатима была вашей матерью, а потому Посланник Аллаха (С) - ваш дед со стороны вашей матери».
Я сказал:
«О повелитель верующих! Если бы Посланник Аллаха (С) был сейчас жив и посватался к одной из ваших дочерей, вы согласились бы отдать её за него?»
Он сказал:
«Пречист Аллах! Конечно, и я гордился бы этим перед арабами и неарабами!»
Я сказал:
«Однако он не смог бы свататься к моим дочерям, и я не отдал бы их за него».
Он спросил:
«Почему же?»
Я сказал:
«Потому что он - мой родитель, а не ваш».
Он сказал:
«Но почему вы говорите, что Посланник Аллаха (С) - ваш родитель, тогда как он не оставил после себя потомства мужского пола? Вы - потомки его дочери, а родство считается по мужской, а не по женской линии».
Я сказал:
«Аллах говорит в Своей Книге:
“И даровали Мы ему Исхака и Йакуба; всех Мы вели прямым путем; И Нуха вели раньше, а из его потомства - Давуда, Сулеймана, и Айюба, и Йусуфа, и Мусу, и Харуна. Так воздаем Мы делающим добро! И Закарию, и Йахью, и Ису, и Ильяса, - они все из праведныхˮ (6:84-85).
Кто отец Исы (А), о повелитель верующих?»
Он сказал:
«У Исы (А) не было отца».
Я сказал:
«Однако мы считаем его потомком других пророков через Марьям. И точно так же мы являемся потомками Посланника Аллаха (С) через нашу мать Фатиму (А)».
Потом я сказал:
«Добавить тебе, о повелитель верующих?»
Он сказал:
«Да».
Я сказал:
«Аллах говорит: “Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: ‘Приходите, призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовем и направим проклятие Аллаха на лжецов!’ˮ (3:61).
И он позвал для мубахиля (взаимного проклятья) с христианами Али ибн Аби Талиба (А), Фатиму (А), Хасана (А) и Хусейна (А). И под “нашими сыновьямиˮ Аллах имел в виду Хасана (А) и Хусейна (А), под “нашими женщинамиˮ Фатиму (А), под “нами самимиˮ - Али ибн Аби Талиба (А). И все согласны, что Джабраил при Ухуде сказал:
“О Мухаммад! Какая это помощь от Али!ˮ.
И он сказал:
“Потому что он - от меня, и я - от негоˮ.
Джабраил сказал:
“И я от вас двоих!ˮ.
А потом сказал:
“Нет храбреца, кроме Али, и нет меча, кроме зуль- фикара!ˮ.
И это - как сказал Аллах про Ибрахима Халиля (А):
“Мы слышали юношу (храбреца), который поминал их, которого зовут Ибрахимˮ (21:60).
Мы, сыновья твоего дяди, гордимся тем, что Джабраил сказал, что он - от нас».
12 Аббасиды - потомки Аббаса, дяди Посланника Аллаха (С). В свою очередь, Ахль уль-Бейт (А) - потомки Абу Талиба, другого дяди Посланника Аллаха (С), который был отцом Имама Али (А). Поэтому Харун сказал: «Все мы - потомки Абдуль-Мутталиба». Абдуль-Мутталиб - дед Посланника Аллаха (С) и отец Аббаса и Абу Талиба.
📚 ТАФСИР «БУРХАН»,ТОМ 2