ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ ИМАМА АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)
Люди придерживаются различных мнение по поводу знаний имама и Пророка. Некоторые убеждены, что их знания ограничиваются вопросами шариата и никто, кроме Аллаха, не знает о сокровенных и тайных делах, ибо в Коране существуют аяты, подтверждающие это. В одном из них говорится:
"И у Него ключи к сокровенному!"("Скот", аят 59.)
Также в другом аяте приведено:
"Аллах не намерен сообщать вам (знание) сокровенного."("Семейство Имрана", аят 179)
Другие считают имама и Пророка сведущими во всех областях, и материальных, и моральных. Некоторые, к примеру, сунниты, не признают имама непогрешимым, считая его подобным другим руководителям, и говорят, что имам может не знать того, что знают другие.
Так, Умар, в ответ женщине, давшей ему убедительные разъяснения, сказал:
“Все вы, даже женщины, сидящие за завесой, знаете больше меня.”
Беседа на эту тему с философской точки зрения относится к познанию мысли и значения человеческих знаний, а также того, к какой именно теме относится разговор о знаниях. Знания являются своего рода открытием и их можно разделить на два вида: неотъемлемые и приобретённые.
Неотъемлемые знания присущи лишь Всевышнему и мы никоим образом не может представить себе их суть. Однако приобретённые знания относятся к обычным людям, каждый из которых может получить их посредством обучения у других. Третьим видом знаний, присущим лишь Пророкам и их наместникам, являются божественные и мистические знания. Этот вид знаний не прибретаётся, подобно знаниям обычных людей, и не существует в них изначально, подобно знаниям Господа. Эти знания ниспосылаются Богом Пророкам и их преемниками без какого-либо обучения и все они по воле Господа могут сообщать о прошлых и будущих событиях, а также давать подходящий ответ на любой вопрос. Так, Господь о его светлости Хезре говорит:
"Мы обучили его тому, что Нам ведомо."("Пещера", аят 65.)
Его светлость Иисус (да будет мир с ним!), обладающий божественными знаниями, говорил своему племени:
"Я поведаю вам о том, что вы едите и чем вы запасаетесь в ваших домах." ("Семейство Имрана", аят 49)
Согласно этим аятам, когда в Коране говорится о сокровенных знаниях, которыми обладает лишь Аллах, то подразумевается неотъемлемое знание, присущее лишь Всевышнему, а там, где говорится о сокровенных знаниях, которыми обладают другие, подразумается божественное знание, ниспосылаемое Аллахом Пророкам и их преемникам, которые узнают о сокровенном по воле Аллаха.
Всевышний в Священной Коране повелевает:
"Он - ведающий о сокровенном. И Он никому не откроет Своего сокровенного (решения), за исключением тех посланников, которыми Он доволен."(Сура "Джинны", аят 26.)
Согласно вышеприведённым аятам и учитывая то, что великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) был начальным звеном цепи бытия и ближе всех к Всевышнему, безусловно, ему было ниспослано Аллахом больше знаний. На основе аята Священного Корана, в котором говорится:
"Откровение, внушённое властелином силы (Мухаммаду)"(Сура "Звезда", аят 5.), его светлость больше всех знал о тайнах бытия и Вселенной. Знания имама Али (да будет мир с ним!), о которых пойдёт речь, заимствованы у Пророка, ибо Али (да будет мир с ним!) был воротами города знаний Пророка. По словам многих историков, великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал:
"Я - город знаний, а Али - его ворота. Тот, кто жаждет знаний, должен пройти через ворота."
Также повествуют, что Пророк сказал:
"Я - дом мудрости, а Али - его двери."
Сам имам Али (да будет мир с ним!) сказал:
"Божий Пророк передал мне знания, состоящие из тысячи частей, каждая из которых делится на тысячи других частей."
Шейх Сулейман Балхи в книге "Йанаби ал-Маваддат" пишет, что Али (да будет мир с ним!) сказал:
"Спрашивайте у меня о тайнах сокровенного, ибо я являюсь наследником Пророков."
Также написано, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал:
"Знания и мудрость делятся на десять частей, девять из которых подарены Али, а одна - другим людям и в этой одной десятой части Али также превосходит других."
Ибн Аббас рассказывал, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал:
"Али ибн Абу Талиб - самый мудрый среди моего народа и самый умный в разрешении разногласий, которые могут возникнуть после меня."
Один из знаменитых суннитских учёных, Ибн Абу ал-Хадид, написавший комментарий к книге "Нахдж ал-Балаге", говорил, что Али (да будет мир с ним!) положил начало всем исламским наукам и произносил наивыразительнейшие речи об исламском учении.
Имам Али (да будет мир с ним!) открыто заявил:
"Спрашивайте меня, пока я не покинул вас."
Эта короткая фраза свидетельствует о высоком уровне знаний его светлости, ибо в ней не указано на какую-либо тему и не ограничен круг вопросов. Напротив, в ней даётся свобода людям в выборе вопроса на любую тему и это доказывает, что его светлость был посвящён в тайны мироздания. Никто, кроме него, не делал подобного утверждения.
Так, Ибн Абу ал-Хадид в комментарии к "Нахдж ал-Балаге" пишет:
"Все люди согласны с тем, что никто из богословов, кроме Али ибн Абу Талиба, не говорил:
"Спрашивайте меня, пока я не покинул вас."
Многие богословы и историки писали, что имам Али (да будет мир с ним!) сказал:
"Спрашивайте меня до того как потеряете. Клянусь Аллахом, если мне придётся выносить решение, то среди иудеев я вынесу решение на основе предписаний Торы, среди христиан - на основе Евангелия, среди последователей Давида - по псалтырю Давида, а среди мусульман - по Корану, так что если по воле Аллаха эти книги начнут говорить, то они скажут, что Али сказал правду и вынес решение на основе того, что написано в нас."
Также имам Али сказал:
"Спрашивайте у меня до того как потеряете. Клянусь Аллахом, сотворившим человека и вскрывшим семя (под землёй), что если вы спросите меня о каждом аяте Корана, то я сообщу вам о времени и причине его ниспослания, а также о том, является ли он отменяющим или отменённым, однозначным или многозначным, относится ли он ко всем или же к особым людям и где именно он был ниспослан: в Мекке или Медине."
Али (да будет мир с ним!), обладая подобными знаниями, жил среди невежественных людей и люди, кроме группы особых помощников его светлости, не извлекали пользы из его знаний. По словам Саади:
“Сказали притчу правдолюбцы
Про мудреца среди невежд.
Подобен он красавцу средь слепцов,
Священной книге в доме еретиков.”
Имам Али (да будет мир с ним!) всегда желал встретить учёного
человека, чтобы поговорить с ним о загадках наук и тайнах мироздания. Указывая на свою грудь, его светлость говорил:
"Моя душа подобна бурлящему морю знаний, которых, к сожалению, никто не способен познать."
В речях Али (да будет мир с ним!) вполне очевидны общие законы природы и неоспоримые принципы, над которыми ведут исследования европейские учёные. Проповеди его светлости переполнены принципами философии и исламского учения, которые подобающим образом были использованы такими великими учёными и философами как Садр ал- Мутааллехин и другие.
Три халифа, правившие поочерёдно исламским обществом на протяжении двадцати пяти лет, как было сказано, обращались за помощью к его светлости при разрешении научных и судебных проблем.
Во время правления его светлости к нему пришли два философа, грек и иудей, и после недолгой беседы покинули его. Греческий философ сказал иудею: "Он знает философию лучше Сократа и Аристотеля."
Иудейский мудрец подтвердил: "Он знает о философии всё." (Следует заметить, что нельзя сравнить Аристотеля и подобных ему учёных с имамом Али (да будет мир с ним!), ибо, как было сказано, знания имама были ниспосланы ему Аллахом, однако знания учёных приобретены ими в результате исследований. Философы сравнили имама с Сократом и Аристотелем лишь потому, что считали их самыми мудрыми людьми.)
Величайшей наукой является познание мирской и загробной жизни, тайны которых наилучшим и бесподобным образом были разъяснены лишь имамом Али (да будет мир с ним!).
В толковании к хадису о душе и хадису об истине, рассказанному его светлостью в ответ на вопроса Кумайла ибн Зиада, богословы и мистики написали множество книг.
Человечество пока не в силах надлежащим образом понять речи этого великого человека. Существуют одиннадцать тысяч коротких высказываний Али! (да будет мир с ним!) на умственные, религиозные, социальные и нравственные темы. Его светлость был первым человеком, вникшим в божественную философию Ислама, разъяснив её посредством свободной аргументации и логических доводов. Али (да будет мир с ним!) был также первым человеком, выдвинувшим вопросы, на которые до него не обратил внимание ни один философ мира, и воспитавшим религиозных деятелей и исламских учёных, в числе которых можно назвать таких аскетов и мудрецов как Овейс Карани, Комайл ибн Зиад, Мейсам Таммар и Рашид Хеджри, признанных среди исламских мистиков основоположниками мистики.
Имам Али (да будет мир с ним!) обладал глубокими знаниями и мастерством в области арабской литературы. Именно он заложил основу грамматики арабского языка, в том числе синтаксиса. На самые трудные вопросы его светлость давал быстрые ответы и короткими фразами разъяснял сложные понятия. На любой вопрос, касающийся различных наук, в том числе математических, естественных и др., Али (да будет мир с ним!) отвечал, не задумываясь, и никогда не ошибался. Однажды некто спросил у его светлости наименьшее общее кратное число от одного до десяти, на что Али (да будет мир с ним!) сразу же ответил: "Умножь число дней недели (7) на число дней года (360). Сумму, которую ты получишь (2520), можно будет разделить на числа от одного до десяти."
Скорость мысления и передачи, а также сообразительность имама Али приводили всех в изумление. Так, однажды Умар сказал:
"О, Али! Я не удивляюсь твоей осведомлённости во всех научных, судебных и религиозных областях. Меня удивляет то, что ты отвечаешь на любой трудный вопрос сразу же, не задумываясь."
Его светлость ответил:
"Сколько пальцев на моей руке?"
Умар ответил:
"Пять пальцев."
Тогда Али спросил:
"Почему ты ответил на этот вопрос, не задумываясь?"
Умар сказал:
"Ответ этого вопроса ясен и не требует размышлений."
Его светлость промолвил:
"Ответы всех вопросов ясны мне так же, как тебе пять пальцев руки!"
Али (да будет мир с ним!) с мудростью взирал на тайны бытия и структуру природы и оставил в память о себе речи о монотеизме, богословии и свойствах потустороннего мира, которые внесены в книгу "Нахдж ал- Балаге" (Путь Красноречия), а также другие произведения его светлости.
📚Имам Али, Фазлуллах Компани